Информация о необходимости заключения договоров с населением для Поставщиков жилищно-коммунальных и иных услуг, оказываемых населению

С 29.10.2018 года введена административная ответственность за нарушение порядка включения в извещения сумм платы за жилищно-коммунальные услуги либо включения в него иных платежей. Данная норма предусмотрена статьей 11.83. "Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях". Изменения внесены Законом Республики Беларусь от 17.07.2018г. № 131-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь".

Согласно данной статьи должностное лицо несет ответственность за включение в извещение сумм платы за основные и (или) дополнительные жилищно-коммунальные услуги, превышающих стоимость таких услуг, оказанных потребителю, либо сумм платы за дополнительные жилищно-коммунальные услуги без заключения соответствующих договоров на их оказание с потребителями, либо иных платежей, включение которых в извещение не предусмотрено законодательством.

Данное правонарушение предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

Ответственность по статье 11.83. несут как должностные лица включившие в извещение сумм платы за основные и (или) дополнительные жилищно-коммунальные услуги, превышающих стоимость таких услуг, оказанных потребителю, либо сумм платы за дополнительные жилищно-коммунальные услуги без заключения соответствующих договоров на их оказание с потребителями, так и должностные лица организации предоставившие, недостоверные сведения организации, осуществляющей начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением.

В случае повторного совершения данного проступка предусмотрено  наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Структура платы за жилищно-коммунальные услуги определена 30 статьей Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 №428-З (ред. от 13.11.2017).

Плата за основные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за:

  •     техническое обслуживание;
  •     текущий ремонт;
  •     капитальный ремонт;
  •     коммунальные услуги.

Плата за дополнительные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам в соответствии с договорами на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Форма извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением установлена Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.08.2014 №17 (ред. от 26.09.2016) и предусматривает включение платежей за оказанные (на основании заключенных договоров) дополнительные услуги, не являющиеся основными жилищно-коммунальными услугами.
Указом Президента Республики Беларусь от 14.10.2010 года № 538 (в редакции от 29.08.2016 года) «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» обязанности председателя правления, установленные Жилищным кодексом Республики Беларусь дополнены.

В соответствии с данными обязанностями председатель правления обязан обеспечивать:

    заключение участниками совместного домовладения договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, обращению с твердыми коммунальными отходами, техническому обслуживанию лифтов по типовым формам, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь, а также применение при осуществлении расчетов за основные жилищно-коммунальные услуги тарифов, установленных в соответствии с законодательством;
    предоставление дополнительных жилищно-коммунальных услуг на основании отдельного договора на оказание дополнительной жилищно-коммунальной услуги.

В то же время, напомним, что в жилищных потребительских кооперативах (ЖПК) и товариществах собственников (ТС) часть расходов может финансироваться за счет вступительных, членских, целевых и дополнительных взносов, которые не включаются в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги. Однако важно при этом понимать назначение каждого вида взносов, которое следует из определений этих взносов, данных в ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК):

  •     вступительный взнос – сумма денежных средств, вносимая гражданином, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при вступлении в организацию застройщиков, ТС и предназначенная для покрытия расходов, связанных с деятельностью организации застройщиков, ТС (п. 5);
  •     дополнительный взнос – денежные средства, вносимые членом организации застройщиков, ТС для покрытия убытков организации застройщиков, ТС (п. 7);
  •     целевой взнос – денежные средства, вносимые членом организации застройщиков, ТС на основании решения общего собрания их членов для дополнительного финансирования работ и мероприятий, утвержденных собранием (п. 58);
  •     членский взнос – денежные средства, периодически вносимые членом организации застройщиков, ТС на цели, связанные с деятельностью организации застройщиков, ТС, в том числе на оплату труда работников, вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии (ревизора) (п. 59).

В соответствии с действующим законодательством Государственное предприятие «Единый информационный расчетно-кассовый центр» рекомендует урегулировать вопрос оказания дополнительных услуг населению в установленный законодательством срок.
В противном случае, начисление дополнительных услуг и взносов будет приостановлено в целях недопущения нарушений норм законодательства.